Финансовый ликбез: чем различаются прибыль, выручка и доход СТО

Экономика СТО строится на общих принципах: упрощённо говоря, для успеха предприятия доходы должны превышать расходы. Однако многие начинающие бизнесмены недоумевают: почему месячный оборот автосервиса исчисляется шестизначными суммами, а денег всё равно не хватает даже на отпуск в Турции?Вероятно, дело в неправильном подсчёте доходов, выручки и прибыли. Поговорим о них подробнее.

Где-то прибыло…

Казалось бы, ну что там сложного свести дебет с кредитом: для успеха предприятия надо просто сделать так, чтобы денег приходило больше, чем уходило.

В программе «АвтоДилер Онлайн» есть специальный отчёт о движении денежных средств (англ. Cashflow), который показывает изменения по всем статьям доходов и расхода.

Однако не всё так просто, и не случайно начинающим владельцам бизнеса на конкурсах финансовой грамотности в первую очередь объясняют разницу между доходом, выручкой и прибылью. Если вкратце, то вот чем различаются эти понятия:

  • Доход — все поступления денег к вам на счёт. Ключевое слово здесь «все». Даже те две тысячи рублей в месяц, которые вам платит оператор кофематов за аренду квадратного метра при входе в автосервис — это тоже доход.
  • Выручка — а это поступления денег за основные услуги и товары. То есть как раз те средства, которые вы получаете за ремонт автомобилей и продажу запчастей. Фактически выручка — это часть дохода, но очень редко доход состоит из одной лишь выручки.
  • Прибыль — ну а это деньги, которые у вас остаются после вычета из доходов всех расходов: уплаты налогов, оплаты аренды и коммунальных услуг, выплаты зарплаты и т.п.

Для примера: если доходы автосервиса за месяц составили 100 тысяч рублей, а расходы 80 тысяч, то прибыль получилась в размере 20 тысяч рублей. Хорошо видно, почему не стоит обольщаться большими доходами: важно не сколько денег пришло, а сколько осталось.

В программе «АвтоДилер Онлайн» есть специальный отчёт о движении денежных средств (англ. Cashflow), который показывает изменения по всем статьям доходов и расхода.

Как видите, денежные поступления неравнозначны, и отслеживать их следует по отдельности, а не в единой графе «плюс».

А где-то убыло

Нередко бывает так, что статей расхода у автосервиса на порядок больше, чем статей дохода. Здесь и закупка оборудования, и реклама, и чай-кофе-печеньки для сотрудников и клиентов, и ещё многое другое. Держать всё это в голове — ненадёжно, это понимают многие. Но и следующий шаг — свести всё в три статьи, вроде «крупные расходы», «мелкие расходы» и «всё остальное» — тоже не поможет финансовому контролю. Гораздо эффективнее занести все расходы, включая самые мелкие, в программу для аналитики отслеживать их там.

Следует также учитывать особенности человеческой психологии: во многих случаях мы оперируем не фактами, а своим представлением о них. Простой пример: приобретение моющих средств для СТО объективно влетает в копеечку, и по-хорошему давно пора пересмотреть объемы закупок и сменить поставщика; но директор уверен, что эта статья несущественная по сравнению, скажем, с арендной платой и счетами за электричество, а потому упорно её игнорирует. Таблицу с конкретными суммами так игнорировать не получится, всё-таки наглядные цифры — вещь упрямая.

«АвтоДилер Онлайн» сохраняет информацию о рекомендованных работах и товарах по каждому клиенту и ведет историю ремонтов.

А если 15%  мало?

Чтобы увеличить прибыль, можно действовать в двух направлениях: поднимать доходы — об этом мы говорили в статье о рекомендованных работах — и оптимизировать расходы, то есть экономить. И лучше всего экономить не на основных статьях, а на издержках. Как их вычислить? Например, с помощью профильной программы для автосервиса, которая возьмёт на себя учёт, систематизацию и аналитику исходящих денежных потоков. Она покажет, сколько на самом деле уходит денег на каждую статью в масштабе недели, месяца, квартала. Именно благодаря такому софту вы сможете отшлифовать процессы, чтобы потом можно было масштабировать бизнес.

Наглядно работа отчёта о движении денежных средств представлена в видеоуроке:

Дорогой клиент… или не очень?

А что делать, если расходы уже оптимизированы, но от месяца к месяцу денег больше не становится? В таком случае нужно наращивать оборот автосервиса, то есть увеличивать средний чек клиента. В программе «АвтоДилер Онлайн» есть соответствующий отчёт Статистика по клиенту: он показывает, сколько прибыли за выбранный период принёс каждый посетитель вашей СТО. Эта информация помогает корректировать расценки: повышать их на некоторые услуги, добавлять или снижать наценку на запчасти и расходные материалы и сопутствующие товары.

Правильная оценка доходов, грамотное управление расходами и большой оборот — вот усреднённый рецепт финансового успеха для любой СТО. «АвтоДилер Онлайн» не обеспечит его на манер волшебной палочки, но станет надежным инструментом на пути к нему.

«АвтоДилер Онлайн» —
программа для автосервиса

  • Все для управления СТО
  • Старт за 5 минут
  • Поддержка и обучение
  • От 1 495 р./мес.

Похожие записи