«А китайцев мы не берем!»

Российские автосервисы не жалуют владельцев автомобилей из поднебесной. Но так ли страшен китаец, как его малюют? Мы решили разобраться, стоит ли независимым СТО отказываться от активно растущего рынка.

4% российского автопарка составляют «китайцы»

По данным портала Техстар, с января по сентябрь 2024 года российская таможня задекларировала больше 400 000 ввезенных китайских автомобилей, а их доля от общего импорта составила 97%. По состоянию на июль 2024 года доля китайских легковых автомобилей в парке РФ достигла 4%.

Один из крупнейших франшизных сервисов России FitService приводит такие цифры:

При этом ежедневно владельцы авто китайских марок сталкиваются с тем, что большинство автосервисов не готово брать их машины на обслуживание. Так, РБК Тюмень цитирует данные местного холдинга «Базис Моторс», специализирующегося на продаже новых китайских автомобилей:

Безусловно, первые 3–5 лет новые автомобили обслуживаются по гарантии в официальных сервисах дилера — и то, большинство китайских марок устанавливает такой гарантийный срок лишь на часть механизмов. Это значит, что владельцы китайских машин уже сегодня начинают искать независимые автомастерские, которые будут готовы их обслуживать — а в ближайшие годы их доля будет стремительно расти. 

Кроме того, не стоит забывать и о тех автомобилях, которые были ввезены в Россию по параллельному импорту, а также небольших брендах, которые не имеют представительств в России. Владельцы этих автомобилей обратятся на ближайшую СТО практически сразу после покупки — как минимум, для ежегодного техобслуживания.

Тем, кто активно ищет клиентов, не стоит забывать: владельцы европейских и корейских марок, скорее всего, уже давно выбрали «своего» автослесаря. А вот работая на аудиторию тех, кто впервые приобрел китайского железного коня, можно попасть в рассмотрение — и в будущем стать для владельца автомастерской «по умолчанию».

Программа АвтоДилер Онлайн помогает управлять работой автосервиса, экономя ваши ресурсы

А в чем, собственно, проблема с «китайцами»?

Те владельцы автомастерских, кто принял решение отказаться от обслуживания китайских автомобилей, единодушны: сложности с ремонтом по большей части связаны с отсутствием информации.

Так, отправляя автомобиль на российский рынок, производители не заботятся о ремонтопригодности. Далеко не каждая модель имеет удобное руководство по эксплуатации, переведенное на русский язык. Кроме того, сканеры для диагностики неисправностей получают лишь немногие дилерские центры, при этом просмотреть на них можно будет только те авто, что были ввезены официально. 

Азиатам сильно не хватает европейской щепетильности и организованности. Каталогов деталей на китайские автомобили в России нет зачастую просто потому, что их в принципе не существует.

Наверняка вы уже в курсе, что детали на китайские автомобили не бьются по VIN-номерам — и поиск деталей становится настоящей головной болью. 

Отягчающим обстоятельством становится то, что модификации и рестайлинги популярных моделей выпускаются очень часто, и каждая деталь может иметь несколько версий даже в рамках одной модели. 

Актуальная для всех сервисов проблема кадрового голода на фоне работы с китайским автопромом встает еще острее. Хороших автослесарей и электриков не хватает в целом по рынку, а уж тех, кто готов работать с новыми моделями из Китая можно пересчитать по пальцам. 

Опытных мастеров не найти — но и образовательные учреждения тоже не могут подготовить молодых специалистов к работе с китайскими машинами: также как и сервисы, они не имеют доступа к нужному оборудованию для диагностики, инструкциям и каталогам. 

И как же быть?

У нас нет формулы успешного автосервиса для китайских автомобилей. Но мы изучили опыт и инициативы коллег и готовы поделиться всем, что нашли!

Как работать без сканеров и русифицированной документации?

Сканеры в официальных автосалонах «не видят» автомобили, ввезенные по параллельному импорту. Но независимые СТО нашли выход: на одном известном китайском маркетплейсе они приобретают универсальные сканеры, которые могут считать ошибки с любого автомобиля — им «серые» машины не страшны. 

Инструкции к китайским моделям, как правило, можно скачать через приложение производителей: «My Haval», «My Zeekr» и другие можно найти в AppStore и Google Play. Если модель более редкая, можно обратиться за помощью к новой китайской нейросети DeepSeek. Искусственный интеллект поможет составить запрос на китайском языке, чтобы найти инструкцию через поисковые системы. 

Не пугайтесь, если руководство будет представлено только на китайском языке. Тут на помощь придут умные переводчики. Например, Яндекс.Переводчик поможет перевести иероглифы на изображениях. 

Если обработать нужно не одно и не два изображения, призовите на помощь искуственный интеллект. Например, нейросеть ChatGPT4o способена не просто перевести, но проанализировать загруженный текстовый файл (например, инструкцию к авто в формате PDF) и выдать ответ на конкретный вопрос на основе полученных данных. Однако, чтобы проделать такой объем работы, вам потребуется подписка. Приобрести ее в России можно через объявления на Авито или чат-боты в Telegram. Также в бесплатном доступе есть сервис для перевода PDF-файлов Sider. 

Вариант для отчаянных — попробовать выйти на связь с изготовителем. Вы можете воспользоваться услугами носителя или профессионального переводчика, хотя в целом переписку можно вести через тот же Яндекс Переводчик или DeepSeek.

Но, сказать честно, производители недорогих китайских моделей мало заботятся о покупателях — крайне вероятно, что в ответ вы получите информацию о том, что мануалов и каталогов запчастей у них попросту нет. Они работают на модели «продать и забыть», а вести бизнес вдолгую и работать на репутацию бренда — не в их приоритетах.

Как подобрать детали на китайское авто

Наверное, каждый мастер ждет-не дождется, когда кто-нибудь уже наконец найдет эти мифические каталоги запчастей китайских автомобилей и приведет их в порядок. Мы, конечно, не волшебники, но кое-что уже успели сделать. 

Поэтому если перед вами стоит задача найти запчасть для китайца — начните поиск с Каталога оригинальных запчастей «АвтоДилер». Он поможет найти правильные артикулы на популярные авто — Chery, Exeed, Geely и другие. Для поиска достаточно знать марку и модель авто либо номер детали. 

Также у нас есть Каталог аналогов для поиска кросс-номеров оригинальных запчастей. Он содержит подробную информацию о характеристиках товаров и изображениями. О том, как это работает, рассказываем в видео:

Кроме того, в «АвтоДилер Онлайн» есть функционал проценки — введите оригинальный или кросс-номер детали и получите список товаров и цен от поставщиков, разбитый по категориям:

  • уже в наличии у вас на складе;
  • оригинальные запчасти в наличии;
  • аналоги.

Если наша магия вас не спасла, попробуйте поискать нужные запчасти вручную. Иногда в поиске по VIN выручает сайт китайавто.рус, а детали для конкретной модели можно поискать на чинамобил.рф.

Ну и, конечно, не стоит забывать про традиционные методы: ищите сообщества владельцев китайских марок. Найти названия деталей можно в Telegram-чатах автовладельцев конкретной модели, а еще многие автослесари используют в изысканиях поиск Яндекса по картинкам.

Некоторые умельцы решают задачу совсем нетривиально. Например, если речь идет о капремонте двигателя, они подбирают детали и даже ставят целые моторы от аналогичных европейских или японских механизмов. Но это все — на свой страх и риск, конечно.

Как решить проблему с персоналом?

Многие специалисты говорят: если вопрос с подбором деталей будет решен, принципиальной разницы в том, чтобы работать с китайской или европейской машиной, для автослесаря нет: опытный мастер справится и с той, и с другой задачей.

Другой вопрос, что и просто опытных мастеров на рынке практически нет. О проблеме кадрового голода владельцы автомастерских говорят давно. Так, в Общественном совете по развитию такси предлагают приглашать в Россию автомехаников из Китая. А крупные автосервисы подключаются к процессу образования, помогая колледжам составлять программу и обучая молодых ребят на практике. Тем не менее, согласно данным председателя РАСТО Ольги Селезневой, конверсия выпускников технических колледжей в профессию составляет всего 2%.

Выходит, хорошего автослесаря трудно найти и легко потерять — и что же тогда делать с персоналом? Коротко: чтобы выстроить надежные отношения с работником, важно, чтобы все рабочие процессы были прозрачными. 

В этом мы тоже с радостью поможем вам: в «АвтоДилер Онлайн» есть функционал для взаимодействия с сотрудниками. Вы можете устанавливать график и управлять загруженностью работников, настраивать разные схемы расчета заработной платы в зависимости от должности и квалификации сотрудника, вести табель рабочего времени, рассчитывать премии, а сотрудник — видеть, как его работа влияет на заработок.

Не забудьте про комфортные условия работы и эмоциональную поддержку. Часто люди остаются в компании именно благодаря теплой атмосфере в коллективе. На заметку — еще одна статья из нашего блога о том, как снизить текучку в автосервисе.

Так стоит ли работать с китайцами?

Решать вам! Но помните, что бизнес — это всегда вызов. И каким бы сложным ни казался путь работы с китайскими автомобилями, скорее всего, по нему придется пройти большинству автосервисов. Мы верим, что со временем каждая из упомянутых сегодня задач перестанет казаться невыполнимой. 

Возможно, уже через несколько лет в России вырастет новое поколение спецов, мы разберемся с поиском автозапчастей на китайские авто, а может даже выучим базовые китайские иероглифы. Главное на этом непростом пути — делиться опытом и держаться вместе!

Кстати, будем рады обратной связи по теме — пишите свое мнение о том, как наладить работу автосервиса с китайским автопромом, в комментариях к анонсу этой статьи! Переходите во ВКонтакте или Telegram.

АвтоДилер Онлайн –
программа для автосервиса

  • Все для управления СТО
  • Старт за 5 минут
  • Поддержка и обучение
  • От 1 495 р./мес.

Похожие записи