|

Запчасти, масла, шины: маркировка в 2025

В прошлый раз мы рассказывали о налогах, в этот – поговорим о других важных изменениях для автосервисов в 2025 году. Конечно, речь пойдет о маркировке. Под нанесение и проверку кодов попадут не только шины, но и масла, жидкости, а также запчасти.

Обсудим, что значит маркировка этих товаров для автосервисов и как СТО подготовиться к разрешительному режиму, чтобы успешно запустить проверку маркировки и не нарваться на штрафы.

Честный знак: что нового в маркировке для СТО

Автосервисную отрасль всколыхнули новости по маркировке в 2025 году. Коснулись они самых ходовых товаров – шин, масел и жидкостей, а также запчастей. Поговорим подробнее о каждой категории: на каком этапе они находятся сейчас и что изменится для них со следующего года.

Шины

Маркировка шин появилась еще в 2020 году, но разрешительный режим для касс ввели только в 2024. В ноябре он коснулся онлайн-устройств. А с 1 марта 2025 проверка маркировки шин станет обязательной и для офлайн-касс.

Каким шинам нужна маркировка:

ТН ВЭД ЕАЭСОКПД2
4011 10 000 3
 4011 10 000 9
 4011 20 100 0
 4011 20 900 0
 4011 40 000 0
 4011 70 000 0
 4011 80 000 0
 4011 90 000 0
22.11.14
22.11.11
 22.11.12.110
 22.11.13.110
 22.11.15.120

Есть несколько нюансов:

  • Б/у и восстановленные покрышки, а также резиновые камеры, ободные ленты и взаимозаменяемые протекторы маркировке не подлежат;
  • Колеса в сборе также маркировке не подлежат, т.к. шины включены в состав другого товара. Если вы решите вывести из оборота покрышку как самостоятельную позицию, чтобы включить ее в состав другого товара – в системе нужно отразить это как вывод из оборота не для дальнейшей реализации;
  • Если шина бракованная с завода и продавать вы ее не планируете, маркировка также не нужна. Когда поставщик заменит шину, он предоставит вам как продавцу новый код маркировки.

Проверка маркировки шин успешно работает в настольном решении АвтоДилер с 2020 года. Уже совсем скоро функционал появится и в Онлайне. Пока можно ознакомиться с другими возможностями облачной программы: проценкой, учетом товаров, каталогами и настройкой цен.

Масла и жидкости

Следующие в очереди на маркировку – моторные масла, антифризы и тормозные жидкости. Как сообщает международная ассоциация «Антиконтрафакт», нелегальные масла сейчас занимают до 60% от всего оборота в России, поэтому вопрос маркировки стоит остро.

Для каких масел и жидкостей требуется проверка кодов:

ТН ВЭД ЕАЭСОКПД2ОКПД2
2710 19 820 0
2710 19 880 0
3403 19 100 0
3403 19 900 0
3403 99 000 0
3819 00 000 0
3820 00 000 0
20.59.41.000
19.20.29.111
19.20.29.112
19.20.29.119
19.20.29.120
19.20.29.150
19.20.29.160
19.20.29.190
19.20.29.210
19.20.29.220
19.20.29.230
19.20.29.290
20.59.41.000
20.59.43.110
20.59.43.120
20.59.43.130

До конца февраля 2025 эта товарная группа участвует в эксперименте – можно попробовать маркировку и работу с «Честным знаком». Дальше начинаются новые этапы:

1 ноября 2025 – запрет на отгрузку импортных немаркированных товаров, оборот и реализацию всей немаркированной продукции. Для розницы это переходный период, когда можно продавать масла как с маркировкой, так и без;

1 апреля 2026 – старт обязательных продаж масел с маркировкой в розницу. С этой же даты в систему обязательно нужно передавать данные об обороте товара в ЭДО и о выводе масла из оборота любым путем, кроме розничной продажи.

Есть и другие этапы маркировки, но СТО и автомагазинов как розничных продавцов они не коснутся. В 2025 году с 1 марта объявят старт обязательной регистрации в «Честном знаке» для производителей масел и других жидкостей. Через месяц, с 1 апреля для них же начнется добровольная маркировка и подача отчета о вводе в оборот. С 1 сентября она станет уже обязательной.

Запчасти

С 1 февраля 2025 Минпромторг хочет запустить эксперимент по маркировке отдельных видов запчастей. Продлится он до конца февраля 2026 и коснется пока только стекол, фильтров и свечей зажигания. Если эксперимент признают удачным, маркировать начнут и другие запчасти.

Какие категории попадут под экспериментальную маркировку:

ТН ВЭД ЕАЭС
4823 90 859 7
5911 90 900 0
8421 23 000 0
8421 29 000 9
8421 31 000 0
7007 11 100 9
7007 21 200 9
8708 22 000 9
8511 10 000 9

Притом у органов власти нет четких указаний по блокированию продажи запчастей без маркировки на кассах. Пока развивать эту идею в принципе не стали. Эксперты разделились во мнениях – одни считают, что это пир во время чумы и без контрафакта машины в России не получится отремонтировать. Другие же уверены, что маркировать запчасти надо было начать уже давно.

Если вы планируете или уже продаете шины, масла и жидкости, а также запчасти – к маркировке надо подготовиться. Разберем, какие этапы нужно пройти автосервису, чтобы правильно и вовремя подключиться к работе с кодами товаров.

Проверка маркировки на СТО: этапы

Придумали маркировку для того, чтобы в продажу не попадал контрафакт. Как пояснил глава Минпромторга Антон Алиханов, вместе с представителям бизнеса ведомство выявляет товарные группы, доля нелегального оборота в которых составляет 25% и больше. Именно для них и принимается решение о маркировке.

Товаров много, в систему регулярно добавляют новые категории. Для автосервиса как для розничного продавца это означает, что предстоят 3 этапа работы с каждым товаром:

  • эксперимент;
  • регистрация в «Честном знаке»;
  • старт разрешительного режима на кассах.

Разберем, что происходит на каждом этапе.

Этап 1. Эксперимент

Пилотный запуск новой категории товаров – отличная возможность поупражняться в маркировке и наладить работу оборудования. Обычно эксперимент занимает несколько месяцев и подразумевает, что подключиться можно в любой момент. Регистрироваться в системе «Честный знак» на этом этапе необязательно.

Что дает эксперимент по маркировке СТО или автомагазину:

  • Можно протестировать коды, понять принцип работы с товарами;
  • Если в процессе возникнут вопросы, можно задать вопросы представителям «Честного знака» – для этого будут проводиться онлайн-встречи;
  • Можно повлиять на процесс маркировки в целом, выявить нюансы и ошибки в работе системы;
  • Наладить работу с маркировкой товаров будет гораздо легче, чем без участия в эксперименте.

Чтобы стать участником пилотного этапа маркировки, нужно скачать и заполнить заявку и отправить ее на почту autofluids@crpt.ru

Этап 2. Регистрация СТО в «Честном знаке»

Когда эксперимент заканчивается, компанию нужно зарегистрировать в системе «Честный знак». Закон дает на это 7 календарных дней с момента поступления товара на реализацию. Для отдаленных и труднодоступных местностей срок регистрации больше – до 30 дней.

Регистрация в системе тоже происходит в несколько этапов:

1. Получаем усиленную электронную подпись (УКЭП). Ее нужно оформить на лицо, указанное в ЕГРЮЛ или ЕГРИП в отделении налоговой, доверенных удостоверяющих центрах-банках или с помощью приложения «Госключ».

2. Устанавливаем ПО для работы с системой маркировки. Для шифровки и расшифровки документов нужно средство криптографической защиты информации (СКЗИ), драйверы токенов и сертификаты. Все необходимое ПО и инструкции предоставляет налоговая служба. Также информацию об установке и настройке СКЗИ можно найти на сайте «Честного знака».

3. Регистрируемся в системе мониторинга по ссылке:  https://markirovka.crpt.ru/register (да, это не сайт «Честного знака»). Выберите подпись из списка, укажите номер телефона и e-mail, далее отправьте заявку по соответствующей кнопке. На электронную почту в течение 2 суток придет письмо с подтверждением.

4. По ссылке перейдите в личный кабинет и заполните данные. Выберите тип участника – оптовая или розничная торговля. Проверьте информацию в разделе Реквизиты и добавьте нужные данные в Операторы ЭДО. Также укажите категории товаров, с которыми работаете. Не забудьте изучить договоры с оператором системы маркировки и подписать согласие.

Также можно скачать приложение «Честный ЗНАК.Бизнес», чтобы оформлять документы для подачи сведений без использования личного кабинета, проверять принадлежность товара вам на актуальном этапе и общаться с тех.поддержкой.

Этап 3. Обязательная проверка товаров на кассе автосервиса

Режим проверки товаров на кассах – это последняя ступень маркировки. Разрешительным он называется потому, что когда вы считываете код и касса обращается к «Честному знаку», система разрешает или же не дает продать товар. Правила продажи маркированных товаров и сроки разрешительного режима обозначены в постановлении Правительства РФ от 21.11.2023 № 1944

На старте обязательной проверки начинает действовать запрет на продажу товаров без маркировки, за нарушение которого можно получить штраф. К этому времени в автосервисе должен быть настроен учет товаров, промаркированы остатки, а новые партии – взяты в работу. По закону, у вас есть только 3 дня со момента отгрузки товара, чтобы передать данные в «Честный знак».

Как выглядит продажа товара с разрешительным режимом:

В идеале, проверка маркировки не должна влиять на скорость продажи товаров. В п. 16 Правил продажи маркированных товаров указано, что система обрабатывает запрос 1,5 секунды. Если «Честный знак» не сигнализирует о проблемах, значит, все в порядке и товар можно продавать.

Система проверяет каждый код по нескольким параметрам. Если хотя бы по одному есть несоответствие – экран ККТ покажет ошибку. Всего параметров проверки 6. Разберем, каких и что делать автосервису, если система выдает ошибку:

Ошибка 1. В системе нет данных о коде маркировки. Попросите поставщика проверить, верный ли код отражен в УПД: все ли символы на месте, нет ли лишних. Если поставщик не выходит на связь – можно обратиться в поддержку «Честного знака» или написать вопрос в «Честном сообществе» – опытом решения проблемы могут поделиться другие предприниматели.

Ошибка 2. «Честный знак» не знает о том, что код нанесли, а товар ввели в оборот. Обратитесь к поставщику и уточните, сканировал ли он код на своем этапе. Выборочно проверьте товары из той же партии, чтобы понять, разовая это история или массовая.

Ошибка 3. Товар уже продан. Возможны два варианта: либо проверить продажу товара с таким кодом по чекам, либо задать вопрос в поддержку «Честного знака».

Ошибка 4. Цифровая часть кода не прошла проверку подлинности. Свяжитесь с тех. поддержкой «Честного знака», они помогут разобраться.

Ошибка 5. У товара истек срок годности. Проверьте сроки самостоятельно. Причем, не только у одного конкретного товара, а у всех из той же поставки.

Ошибка 6. Продажу товара запретили гос. органы. В этом случае остается только убрать с полок всю партию.  

Но все это вы будете делать потом. В моменте, когда покупатель стоит на кассе, будет только одно решение: объяснить человеку, что происходит и предложить заменить товар. Даже если покупатель будет настаивать на продаже товара, придется ему отказать: продукция с проблемной маркировкой автоматически становится нелегальной. Да и чек касса не выдаст.

Кстати, код маркировки указывается только в электронной версии чека. В бумажной печатается значок [M].

На этом подготовка к работе с маркировкой для автосервиса не заканчивается. Для успешной работы с разрешительным режимом нужно немного перестроить бизнес-процессы, а также подготовить оборудование и сотрудников.

Как подготовиться к разрешительному режиму на кассах

Чтобы успешно начать работать с маркировкой в 2025 году, начните готовить бизнес уже сейчас. Нужно сделать 7 шагов, для того, чтобы наладить работу с кодами:

  1. Получите специальный ключ-токен в личном кабинете системы маркировки. Его можно запросить у разработчика кассового оборудования или в личном кабинете «Честного знака». Если у вас несколько предприятий, получить ключ доступа нужно на каждый ИНН.
  1. Обновите прошивку кассы до той, где есть возможность работать с проверкой маркировки.
  1. Скачайте актуальную версию системы товарного учета. Если вы ведете учет товаров в АвтоДилер Онлайн, ничего дополнительно загружать не нужно – обновления придут автоматически.
  1. Обзаведитесь 2D-сканером, если сейчас на СТО его нет. Он нужен для того, чтобы считывать коды маркировки во время приемки или продажи товаров. Подключите оборудование и проверьте, корректно ли оно работает. Возможно, понадобится обновить прошивку – инструкцию можно найти у производителя оборудования или на сайте «Честного знака».
  1. Подключите в автосервисе ЭДО. Это нужно для того, чтобы получать от поставщика УПД во время приемки товаров с маркировкой. Если вы еще не выбрали систему, можно воспользоваться бесплатным сервисом ЭДО Лайт – доступ к нему есть в личном кабинете системы маркировки.
  1. Выборочно отсканируйте несколько кодов до того, как продадите эти товары. Так проверите работу и оборудования, и «Честного знака». Возможно, что-то «всплывет», но вы хотя бы успеете разобраться с этим до того, как покупатель придет оплачивать товар на кассе. Проверить маркировку можно в мобильном приложении «Честный ЗНАК. Бизнес».
  1. Проведите обучение для сотрудников, разберите, как отработать запрет продажи на кассе. Можно пригласить специалиста или подготовить инструкцию, а также работникам дать возможность «потренироваться»: как действовать, что сказать покупателю, куда сообщить о проблемах с кодами.

Конечно, вы, как руководитель, должны понимать, что можно и нельзя делать в нестандартных ситуациях. Например, если «Честный знак» перестанет работать или будет другой сбой, кассирам можно не пользоваться системой в день аварии, а также 3 дня после устранения.

Если же проблема на вашей стороне и интернет перестал работать, сейчас можно продавать товары онлайн без проверки маркировки. Но проблему с подключением нужно решить в течение 72 часов.

К слову, с 1 марта 2025 в случаях, когда онлайн-проверка невозможна, данные нужно брать из офлайн-базы. Запрашивать ее нужно у «Честного знака» и обновлять каждые 2 часа. Фиксировать и хранить данные из базы нужно не меньше 3 месяцев.

Штрафы

Ну и наше «любимое» – штрафы. При работе с маркированными товарами есть несколько причин, по которым автосервис может их получить:

Но если вы работаете ответственно и честно, штрафы вам не грозят. 

Примите правила игры

Шины уже в работе, масла – в эксперименте, еще и запчасти на горизонте. Знаем, работы невпроворот. Но если вы планируете продажу товаров вместе с ремонтом и обслуживанием машин или без них – придется принять правила игры. Облегчить свою долю можно только подготовкой к старту разрешительного режима и маркировки в целом.

Что это значит:

Шаг 1. По возможности примите участие в эксперименте – это актуально для масел и запчастей. Потренируетесь в сканировании маркировки и работе с системой мониторинга – потому будет легче и быстрее влиться в работу со знаком «обязательно».

Шаг 2. Вовремя зарегистрируйтесь в «Честном знаке». Подключите и используйте необходимые подписи, сертификаты и ПО.

Шаг 3. Подготовьте кассы, программное обеспечение и сотрудников к разрешительному режиму. Проработайте возможные ситуации, чтобы работники не терялись в новых задачах и покупатель уходил от вас довольным.

Шаг 4. Когда начнете работу с маркировкой запчастей, масел и шин – будьте аккуратны и внимательны. Нарушение правил и сроков передачи данных в систему чревато штрафом. 

Правила ужесточаются, но работают и на вашу репутацию тоже. Можно выстроить для себя простую цепочку: у вас все честно – покупатель доволен – прибыль радует 😉

Готовитесь к проверке маркировки? Как думаете, это поможет или только усложнит работу? Поделитесь мнением в Telegram.

АвтоДилер Онлайн –
программа для автосервиса

  • Все для управления СТО
  • Старт за 5 минут
  • Поддержка и обучение
  • От 1 495 р./мес.

Похожие записи