Запчасти, масла, шины: маркировка в 2025
В прошлый раз мы рассказывали о налогах, в этот – поговорим о других важных изменениях для автосервисов в 2025 году. Конечно, речь пойдет о маркировке. Под нанесение и проверку кодов попадут не только шины, но и масла, жидкости, а также запчасти.
Обсудим, что значит маркировка этих товаров для автосервисов и как СТО подготовиться к разрешительному режиму, чтобы успешно запустить проверку маркировки и не нарваться на штрафы.
Честный знак: что нового в маркировке для СТО
Автосервисную отрасль всколыхнули новости по маркировке в 2025 году. Коснулись они самых ходовых товаров – шин, масел и жидкостей, а также запчастей. Поговорим подробнее о каждой категории: на каком этапе они находятся сейчас и что изменится для них со следующего года.
Шины
Маркировка шин появилась еще в 2020 году, но разрешительный режим для касс ввели только в 2024. В ноябре он коснулся онлайн-устройств. А с 1 марта 2025 проверка маркировки шин станет обязательной и для офлайн-касс.
Каким шинам нужна маркировка:
ТН ВЭД ЕАЭС | ОКПД2 |
4011 10 000 3 4011 10 000 9 4011 20 100 0 4011 20 900 0 4011 40 000 0 4011 70 000 0 4011 80 000 0 4011 90 000 0 | 22.11.14 22.11.11 22.11.12.110 22.11.13.110 22.11.15.120 |
Есть несколько нюансов:
- Б/у и восстановленные покрышки, а также резиновые камеры, ободные ленты и взаимозаменяемые протекторы маркировке не подлежат;
- Колеса в сборе также маркировке не подлежат, т.к. шины включены в состав другого товара. Если вы решите вывести из оборота покрышку как самостоятельную позицию, чтобы включить ее в состав другого товара – в системе нужно отразить это как вывод из оборота не для дальнейшей реализации;
- Если шина бракованная с завода и продавать вы ее не планируете, маркировка также не нужна. Когда поставщик заменит шину, он предоставит вам как продавцу новый код маркировки.
Проверка маркировки шин успешно работает в настольном решении АвтоДилер с 2020 года. Уже совсем скоро функционал появится и в Онлайне. Пока можно ознакомиться с другими возможностями облачной программы: проценкой, учетом товаров, каталогами и настройкой цен.
Масла и жидкости
Следующие в очереди на маркировку – моторные масла, антифризы и тормозные жидкости. Как сообщает международная ассоциация «Антиконтрафакт», нелегальные масла сейчас занимают до 60% от всего оборота в России, поэтому вопрос маркировки стоит остро.
Для каких масел и жидкостей требуется проверка кодов:
ТН ВЭД ЕАЭС | ОКПД2 | ОКПД2 |
2710 19 820 0 2710 19 880 0 3403 19 100 0 3403 19 900 0 3403 99 000 0 3819 00 000 0 3820 00 000 0 | 20.59.41.000 19.20.29.111 19.20.29.112 19.20.29.119 19.20.29.120 19.20.29.150 19.20.29.160 19.20.29.190 | 19.20.29.210 19.20.29.220 19.20.29.230 19.20.29.290 20.59.41.000 20.59.43.110 20.59.43.120 20.59.43.130 |
До конца февраля 2025 эта товарная группа участвует в эксперименте – можно попробовать маркировку и работу с «Честным знаком». Дальше начинаются новые этапы:
1 ноября 2025 – запрет на отгрузку импортных немаркированных товаров, оборот и реализацию всей немаркированной продукции. Для розницы это переходный период, когда можно продавать масла как с маркировкой, так и без;
1 апреля 2026 – старт обязательных продаж масел с маркировкой в розницу. С этой же даты в систему обязательно нужно передавать данные об обороте товара в ЭДО и о выводе масла из оборота любым путем, кроме розничной продажи.
Есть и другие этапы маркировки, но СТО и автомагазинов как розничных продавцов они не коснутся. В 2025 году с 1 марта объявят старт обязательной регистрации в «Честном знаке» для производителей масел и других жидкостей. Через месяц, с 1 апреля для них же начнется добровольная маркировка и подача отчета о вводе в оборот. С 1 сентября она станет уже обязательной.
Запчасти
С 1 февраля 2025 Минпромторг хочет запустить эксперимент по маркировке отдельных видов запчастей. Продлится он до конца февраля 2026 и коснется пока только стекол, фильтров и свечей зажигания. Если эксперимент признают удачным, маркировать начнут и другие запчасти.
Какие категории попадут под экспериментальную маркировку:
ТН ВЭД ЕАЭС |
4823 90 859 7 5911 90 900 0 8421 23 000 0 8421 29 000 9 8421 31 000 0 7007 11 100 9 7007 21 200 9 8708 22 000 9 8511 10 000 9 |
Притом у органов власти нет четких указаний по блокированию продажи запчастей без маркировки на кассах. Пока развивать эту идею в принципе не стали. Эксперты разделились во мнениях – одни считают, что это пир во время чумы и без контрафакта машины в России не получится отремонтировать. Другие же уверены, что маркировать запчасти надо было начать уже давно.
Если вы планируете или уже продаете шины, масла и жидкости, а также запчасти – к маркировке надо подготовиться. Разберем, какие этапы нужно пройти автосервису, чтобы правильно и вовремя подключиться к работе с кодами товаров.
Проверка маркировки на СТО: этапы
Придумали маркировку для того, чтобы в продажу не попадал контрафакт. Как пояснил глава Минпромторга Антон Алиханов, вместе с представителям бизнеса ведомство выявляет товарные группы, доля нелегального оборота в которых составляет 25% и больше. Именно для них и принимается решение о маркировке.
Товаров много, в систему регулярно добавляют новые категории. Для автосервиса как для розничного продавца это означает, что предстоят 3 этапа работы с каждым товаром:
- эксперимент;
- регистрация в «Честном знаке»;
- старт разрешительного режима на кассах.
Разберем, что происходит на каждом этапе.
Этап 1. Эксперимент
Пилотный запуск новой категории товаров – отличная возможность поупражняться в маркировке и наладить работу оборудования. Обычно эксперимент занимает несколько месяцев и подразумевает, что подключиться можно в любой момент. Регистрироваться в системе «Честный знак» на этом этапе необязательно.
Что дает эксперимент по маркировке СТО или автомагазину:
- Можно протестировать коды, понять принцип работы с товарами;
- Если в процессе возникнут вопросы, можно задать вопросы представителям «Честного знака» – для этого будут проводиться онлайн-встречи;
- Можно повлиять на процесс маркировки в целом, выявить нюансы и ошибки в работе системы;
- Наладить работу с маркировкой товаров будет гораздо легче, чем без участия в эксперименте.
Чтобы стать участником пилотного этапа маркировки, нужно скачать и заполнить заявку и отправить ее на почту autofluids@crpt.ru
Этап 2. Регистрация СТО в «Честном знаке»
Когда эксперимент заканчивается, компанию нужно зарегистрировать в системе «Честный знак». Закон дает на это 7 календарных дней с момента поступления товара на реализацию. Для отдаленных и труднодоступных местностей срок регистрации больше – до 30 дней.
Регистрация в системе тоже происходит в несколько этапов:
1. Получаем усиленную электронную подпись (УКЭП). Ее нужно оформить на лицо, указанное в ЕГРЮЛ или ЕГРИП в отделении налоговой, доверенных удостоверяющих центрах-банках или с помощью приложения «Госключ».
2. Устанавливаем ПО для работы с системой маркировки. Для шифровки и расшифровки документов нужно средство криптографической защиты информации (СКЗИ), драйверы токенов и сертификаты. Все необходимое ПО и инструкции предоставляет налоговая служба. Также информацию об установке и настройке СКЗИ можно найти на сайте «Честного знака».
3. Регистрируемся в системе мониторинга по ссылке: https://markirovka.crpt.ru/register (да, это не сайт «Честного знака»). Выберите подпись из списка, укажите номер телефона и e-mail, далее отправьте заявку по соответствующей кнопке. На электронную почту в течение 2 суток придет письмо с подтверждением.
4. По ссылке перейдите в личный кабинет и заполните данные. Выберите тип участника – оптовая или розничная торговля. Проверьте информацию в разделе Реквизиты и добавьте нужные данные в Операторы ЭДО. Также укажите категории товаров, с которыми работаете. Не забудьте изучить договоры с оператором системы маркировки и подписать согласие.
Также можно скачать приложение «Честный ЗНАК.Бизнес», чтобы оформлять документы для подачи сведений без использования личного кабинета, проверять принадлежность товара вам на актуальном этапе и общаться с тех.поддержкой.
Этап 3. Обязательная проверка товаров на кассе автосервиса
Режим проверки товаров на кассах – это последняя ступень маркировки. Разрешительным он называется потому, что когда вы считываете код и касса обращается к «Честному знаку», система разрешает или же не дает продать товар. Правила продажи маркированных товаров и сроки разрешительного режима обозначены в постановлении Правительства РФ от 21.11.2023 № 1944.
На старте обязательной проверки начинает действовать запрет на продажу товаров без маркировки, за нарушение которого можно получить штраф. К этому времени в автосервисе должен быть настроен учет товаров, промаркированы остатки, а новые партии – взяты в работу. По закону, у вас есть только 3 дня со момента отгрузки товара, чтобы передать данные в «Честный знак».
Как выглядит продажа товара с разрешительным режимом:
В идеале, проверка маркировки не должна влиять на скорость продажи товаров. В п. 16 Правил продажи маркированных товаров указано, что система обрабатывает запрос 1,5 секунды. Если «Честный знак» не сигнализирует о проблемах, значит, все в порядке и товар можно продавать.
Система проверяет каждый код по нескольким параметрам. Если хотя бы по одному есть несоответствие – экран ККТ покажет ошибку. Всего параметров проверки 6. Разберем, каких и что делать автосервису, если система выдает ошибку:
Ошибка 1. В системе нет данных о коде маркировки. Попросите поставщика проверить, верный ли код отражен в УПД: все ли символы на месте, нет ли лишних. Если поставщик не выходит на связь – можно обратиться в поддержку «Честного знака» или написать вопрос в «Честном сообществе» – опытом решения проблемы могут поделиться другие предприниматели.
Ошибка 2. «Честный знак» не знает о том, что код – нанесли, а товар – ввели в оборот. Обратитесь к поставщику и уточните, сканировал ли он код на своем этапе. Выборочно проверьте товары из той же партии, чтобы понять, разовая это история или массовая.
Ошибка 3. Товар уже продан. Возможны два варианта: либо проверить продажу товара с таким кодом по чекам, либо задать вопрос в поддержку «Честного знака».
Ошибка 4. Цифровая часть кода не прошла проверку подлинности. Свяжитесь с тех. поддержкой «Честного знака», они помогут разобраться.
Ошибка 5. У товара истек срок годности. Проверьте сроки самостоятельно. Причем, не только у одного конкретного товара, а у всех из той же поставки.
Ошибка 6. Продажу товара запретили гос. органы. В этом случае остается только убрать с полок всю партию.
Но все это вы будете делать потом. В моменте, когда покупатель стоит на кассе, будет только одно решение: объяснить человеку, что происходит и предложить заменить товар. Даже если покупатель будет настаивать на продаже товара, придется ему отказать: продукция с проблемной маркировкой автоматически становится нелегальной. Да и чек касса не выдаст.
Кстати, код маркировки указывается только в электронной версии чека. В бумажной печатается значок [M].
На этом подготовка к работе с маркировкой для автосервиса не заканчивается. Для успешной работы с разрешительным режимом нужно немного перестроить бизнес-процессы, а также подготовить оборудование и сотрудников.
Как подготовиться к разрешительному режиму на кассах
Чтобы успешно начать работать с маркировкой в 2025 году, начните готовить бизнес уже сейчас. Нужно сделать 7 шагов, для того, чтобы наладить работу с кодами:
- Получите специальный ключ-токен в личном кабинете системы маркировки. Его можно запросить у разработчика кассового оборудования или в личном кабинете «Честного знака». Если у вас несколько предприятий, получить ключ доступа нужно на каждый ИНН.
- Обновите прошивку кассы до той, где есть возможность работать с проверкой маркировки.
- Скачайте актуальную версию системы товарного учета. Если вы ведете учет товаров в АвтоДилер Онлайн, ничего дополнительно загружать не нужно – обновления придут автоматически.
- Обзаведитесь 2D-сканером, если сейчас на СТО его нет. Он нужен для того, чтобы считывать коды маркировки во время приемки или продажи товаров. Подключите оборудование и проверьте, корректно ли оно работает. Возможно, понадобится обновить прошивку – инструкцию можно найти у производителя оборудования или на сайте «Честного знака».
- Подключите в автосервисе ЭДО. Это нужно для того, чтобы получать от поставщика УПД во время приемки товаров с маркировкой. Если вы еще не выбрали систему, можно воспользоваться бесплатным сервисом ЭДО Лайт – доступ к нему есть в личном кабинете системы маркировки.
- Выборочно отсканируйте несколько кодов до того, как продадите эти товары. Так проверите работу и оборудования, и «Честного знака». Возможно, что-то «всплывет», но вы хотя бы успеете разобраться с этим до того, как покупатель придет оплачивать товар на кассе. Проверить маркировку можно в мобильном приложении «Честный ЗНАК. Бизнес».
- Проведите обучение для сотрудников, разберите, как отработать запрет продажи на кассе. Можно пригласить специалиста или подготовить инструкцию, а также работникам дать возможность «потренироваться»: как действовать, что сказать покупателю, куда сообщить о проблемах с кодами.
Конечно, вы, как руководитель, должны понимать, что можно и нельзя делать в нестандартных ситуациях. Например, если «Честный знак» перестанет работать или будет другой сбой, кассирам можно не пользоваться системой в день аварии, а также 3 дня после устранения.
Если же проблема на вашей стороне и интернет перестал работать, сейчас можно продавать товары онлайн без проверки маркировки. Но проблему с подключением нужно решить в течение 72 часов.
К слову, с 1 марта 2025 в случаях, когда онлайн-проверка невозможна, данные нужно брать из офлайн-базы. Запрашивать ее нужно у «Честного знака» и обновлять каждые 2 часа. Фиксировать и хранить данные из базы нужно не меньше 3 месяцев.
Штрафы
Ну и наше «любимое» – штрафы. При работе с маркированными товарами есть несколько причин, по которым автосервис может их получить:
Но если вы работаете ответственно и честно, штрафы вам не грозят.
Примите правила игры
Шины уже в работе, масла – в эксперименте, еще и запчасти на горизонте. Знаем, работы невпроворот. Но если вы планируете продажу товаров вместе с ремонтом и обслуживанием машин или без них – придется принять правила игры. Облегчить свою долю можно только подготовкой к старту разрешительного режима и маркировки в целом.
Что это значит:
Шаг 1. По возможности примите участие в эксперименте – это актуально для масел и запчастей. Потренируетесь в сканировании маркировки и работе с системой мониторинга – потому будет легче и быстрее влиться в работу со знаком «обязательно».
Шаг 2. Вовремя зарегистрируйтесь в «Честном знаке». Подключите и используйте необходимые подписи, сертификаты и ПО.
Шаг 3. Подготовьте кассы, программное обеспечение и сотрудников к разрешительному режиму. Проработайте возможные ситуации, чтобы работники не терялись в новых задачах и покупатель уходил от вас довольным.
Шаг 4. Когда начнете работу с маркировкой запчастей, масел и шин – будьте аккуратны и внимательны. Нарушение правил и сроков передачи данных в систему чревато штрафом.
Правила ужесточаются, но работают и на вашу репутацию тоже. Можно выстроить для себя простую цепочку: у вас все честно – покупатель доволен – прибыль радует 😉
Готовитесь к проверке маркировки? Как думаете, это поможет или только усложнит работу? Поделитесь мнением в Telegram.
АвтоДилер Онлайн –
программа для автосервиса
- Все для управления СТО
- Старт за 5 минут
- Поддержка и обучение
- От 1 495 р./мес.