Мастер-приемщик & автомеханик: как считать зарплату самым важным сотрудникам на СТО

Рынок труда в автобизнесе переживает смутное время людей трудно не только найти, но и удержать. Автосервисы конкурируют за сотрудников уже не  между собой, а с другими бизнесами. Например, склады маркетплейсов предлагают те же деньги, минимум общения с клиентами, да еще и корпоративные плюшки в придачу. Что делать руководителям СТО?

Фронт работ большой, но база, без которой никакая плюшка не сработает – это зарплата и ее слагаемые. Мы решили разобраться, каковы зарплатные реалии на СТО, что может замотивировать сотрудников оставаться на местах и работать лучше, а в итоге – поможет увеличить прибыль. В конце статьи – самое интересное: примеры расчетов зарплаты автомеханика и мастера-приемщика.

Суровые реалии

Автобизнес – не самая популярная сфера на рынке труда. Исследования порталов по поиску работы в России подтверждают: за последний год с подбором специалистов и интересом людей к работе на СТО стало совсем туго – с декабря 2022 количество вакансий увеличилось на 48%, а вот резюме – «ушло в минус» на 11%.

И это несмотря на то, что зарплаты мастеров-приемщиков и автомехаников за прошлый год увеличились. Средняя зарплата мастера-приемщика выросла с 60 до 75 тысяч, автослесаря – с 65 до 80 тысяч рублей. 

Зарплаты выросли, но и цены – тоже, поэтому сотрудники все равно уверены, что им недоплачивают. Причем, низкий уровень оплаты труда – далеко не единственная проблема с зарплатой в автосервисах. Есть множество других:

  • Слишком сложные системы расчета зарплаты, которые не поддаются контролю;
  • Отсутствие показателей эффективности работы, которые могли бы мотивировать;
  • Большие колебания зарплаты от сезона к сезону, остутствие стабильности;
  • Отсутствие возможностей у сотрудников планировать расходы на несколько месяцев вперед;
  • Высокий уровень оплаты только в пик, а это не больше 4 месяцев в году;
  • Низкий уровень оплаты, если мало машинозаездов – т.е., независимо от сотрудников;
  • Отсутствие мотивации у сотрудников к повышению квалификации и росту зарплаты: нет понимания, что это необходимо.

Чтобы решить проблему с персоналом, в автосервисах уже сейчас используют различные подходы и собирают зарплату сотрудника, как пазл: так, чтобы она давала работникам чувство стабильности и мотивировала работать эффективнее.

Деньги считаются разумно и понятно – cотрудник работает лучше – прибыль компании растет.

Зарплата на СТО: как считать, чтобы мотивировать

Традиционные схемы расчета зарплаты устаревают. Мастерам-приемщикам, автомеханикам и другим сотрудникам все меньше хочется получать зарплату по нормочасам, сменам или фиксированной стоимости работ. На стол выкладываются новые карты:

  • Оклад;
  • KPI от оборота или выручки;
  • Процент с продаж или работ;
  • Премии и штрафы. 

Разберем каждую составляющую зарплаты в автосервисе, которые могут помочь решить проблемы с персоналом.

Оклад

Фиксированная часть зарплаты – это стабильность. Чем ближе окладная часть к рыночной – тем больше сотрудник уверен в том, что как бы ни штормило экономику, он получит достойные деньги.

В АвтоДилер Онлайн можно не только указать размер оклада в месяц, за смену или в час, но и выбрать дату, с которой сумма начинает начисляться.

Однако платить «голый» оклад не стоит: у мастера-приемщика и автомеханика не будет мотивации делать больше и лучше – деньги-то он все равно получит. Есть смысл ввести дополнительную стимуляцию за результаты, например, KPI.

KPI

Это плановые показатели эффективности работы сотрудника: достижимые и измеримые. Важно: выставлять их нужно в расчете на перевыполнение, а не как максимально достижимый показатель.

В АвтоДилер Онлайн можно настроить KPI от оборота или прибыли сотрудника с указанием документов, которые учитываются при расчете. Останется выбрать плановые показатели оборота или выручки сотрудника и размер премии при их достижении.      

Аналогичным образом в АвтоДилер Онлайн можно настроить KPI от оборота или прибыли всей СТО для управляющего или руководителя.

Процент

И мастер-приемщик, и автослесарь могут получать процент. У первого в расчет обычно идут проданные работы и товары, у второго – выполненные работы. Процент может быть разным для каждого сотрудника: например, повышенным для тех, кто работает в ночную смену.

В АвтоДилер Онлайн можно настроить размер процента с продаж работ и товаров в автосервисе. Можно также выбрать период действия и правила начисления процента. При необходимости можно настроить процент на определенные работы и товары – например, на те, что априори стоят дёшево.

Таким же образом в АвтоДилер Онлайн можно настроить размер процента с работ для исполнителей. Также можно указать стоимость нормо-часа и способ оплаты отдельных, например, особо сложных работ – процент, тарифную или фиксированную ставку. 

Премии

Премировать сотрудника можно по разным параметрам: за положительные отзывы клиентов, курирование стажеров, активное участие в жизни компании (предложения по улучшению работы, мероприятия и пр.) или за отстутствие обращений по гарантии после выполнения работ.

В АвтоДилер Онлайн можно назначить премию мастеру-приемщику или автомеханику при начислении зарплаты, указав сумму и причину – так будет  легче выбрать лучшего работника по итогам месяца, полугодия и так далее.

Штрафы

Чтобы сотрудники знали правила, которые не стоит нарушать в автосервисе, пропишите регламент. Штрафы могут быть за распитие алкоголя, курение в неположенных местах, порчу имущества, оскорбление клиента и пр. Увлекаться штрафами не стоит, их задача – сформировать у сотрудника понимание о неверно принятом решении, которое понесло за собой последствия и помочь ему избежать повторения ситуации.

В АвтоДилер Онлайн можно выбрать сумму удержания при расчете зарплаты, указав примечание. Если работник все же нарвался на штраф – будет понятно, по какой причине.

Все возможности схем начисления зарплаты сотрудникам СТО в АвтоДилер Онлайн – в видеоуроке.

Теперь у вас на руках сильные карты. Давайте сыграем: выберем схемы расчета зарплаты и посчитаем зарплату мастеру-приемщику и автомеханику.

Считаем зарплату мастера-приемщика и автомеханика

Автослесарь – незаменимый человек на СТО: обслуживать и ремонтировать  машины нужно во всех уголках необъятной. Притом во многих автосервисах наблюдается одна и та же история: автомеханики меняются, как перчатки. Может, человек прогуливает, ворует или руки не из того места растут. Или же автослесарь – настоящий профи, который подходит к работе ответственно, но условия на СТО не очень или отношения с коллективом не сложились – словом, всё что угодно.

Даже если в вашем автосервисе нет таких проблем, считать зарплату автомеханикам нужно справедливо и показывать открытость расчетов.

Пример расчета зарплаты автослесаря

Автомеханик Десятов на нашей СТО получает зарплату, которая складывается из:

  • оклада 50 тысяч рублей;
  • KPI: при выполнении работ на общую сумму до 100 тысяч рублей – 8%, более 100 тысяч – 5%;
  • 20% от стоимости каждой выполненной работы с учетом скидки;
  • поощрений (премий) и удержаний (штрафов).

Мы не так давно открыли СТО, в марте было немного машинозаездов и заказ-нарядов. В отчете АвтоДилер Онлайн по исполнителям это легко отследить.

Поэтому премия по достижению KPI и выработка у Десятова небольшие. Есть поощрение за хороший отзыв клиента и удержание за курение в неположенном месте. С учетом аванса 15 марта мы начислили оставшуюся сумму. Выдача зарплаты пойдет уже в апрель.

У мастеров-приемщиков другая специфика работы. Он общается с клиентами, допродает товары и работы, работает с возражениями и претензиями, а главное – оформляет все документы на машины, приехавшие в автосервис. Мастер-приемщик должен разбираться в устройстве автомобиля, понимать процессы, происходящие на СТО, уметь объяснять и располагать к себе людей. Для работы с документами важна внимательность к деталям.

Такой текучки, как у автомехаников, у мастеров-приемщиков нет (исключение – если это один и тот же человек), но и они хотят справедливых и понятных расчетов зарплаты. 

Пример расчета зарплаты мастера-приемщика

Сотрудник Орлов в нашем автосервисе получает ежемесячно зарплату, состоящую из:

  • оклада 60 тысяч рублей;
  • KPI: при выполнении работ на общую сумму до 100 тысяч рублей – 8%, более 100 тысяч – 5%;
  • 5% от стоимости каждой работы и еще 5% от стоимости каждого товара – всё с учетом скидок;
  • поощрений (премий) и удержаний (штрафов).

Десятов и Орлов работают на одном СТО, поэтому суммы в отчете АвтоДилер Онлайн по менеджерам также небольшие.

Ситуация с достижением KPI и выработкой у Орлова схожа с тем, что у Десятова. У мастера-приемщика есть поощрение за хороший отзыв клиента, удержаний нет. Аванс также был 15 марта, оставшуюся сумму выдадим уже в апреле.

Ситуации на СТО бывают разные, оклад – хороший способ не оставить сотрудников без денег. Постепенно, когда поток клиентов наладится, систему оплаты труда работников можно будет изменить.

Будьте готовы к диалогу

Какую схему расчета зарплаты вы бы ни выбрали, главное – быть готовым к диалогу с работниками СТО. В большинстве случаев даже самые инновационные и прогрессивные бизнес-идеи сначала вызывали вопросы и недовольство многих, но по мере понимания оценка людей менялась и эти идеи становились всеобщим достоянием.

Точно так же с зарплатой сотрудников автосервиса. Если вы уже знаете, как все наладить, дело остается за малым – вовремя выдавать зарплату 😉

В продолжение горячей темы запустили опрос и обсуждение в Telegram. Присоединяйтесь, чтобы поделиться опытом и получить подсказки от коллег!

АвтоДилер Онлайн –
программа для автосервиса

  • Все для управления СТО
  • Старт за 5 минут
  • Поддержка и обучение
  • От 1 495 р./мес.

Похожие записи