«Иногда думаю – да ну это все!»: история успешного автосервиса на юге России

Никогда не работать «на дядю» и бросить карьеру успешного юриста – что объединяет эти два жизненных сценария? Развитие собственного автобизнеса.

В июне АвтоДилер Онлайн исполнилось 4 года, и в честь дня рождения мы провели розыгрыш 4 подписок на программу в Telegram-канале. Дарья выиграла главный приз – годовую подписку.

Победительница розыгрыша рассказала, что работает вместе с мужем Сергеем. Пара в браке уже 20 лет – на двоих трое детей и совместный бизнес: автосервис на 6 постов и 12 сотрудников. Клиенты автомастерской довольны – в геоприложениях порядка 200 отзывов со средней оценкой 5,0.

Мы поговорили с парой о бизнесе, проблемах, клиентах и отношениях. Дарья и Сергей рассказали, какая история стоит за идеальными оценками и каково это – постоянно нести работу в семью.

«Ручная сборка, как в Харли Дэвидсон»: как появился автосервис

АвтоДилер: Давайте вспомним историю вашего бизнеса – как это было? С чего начинали?

Сергей: Я занимаюсь автомобилями с детских лет – в 12 начал помогать отцу и сам не заметил, как втянулся. Кучу здоровья потерял на этом, конечно – красил, шпаклевал, рихтовал, перебирал моторы и ходовки. Двигатели после меня работали как часики – считайте, ручная сборка, как в Харли Дэвидсон. Хотя это был обычный гараж, куда приезжали простые мужики на простых машинах.

Постепенно я понял, что поток клиентов не иссякает, а рук уже не хватает. Стал арендовать другие гаражи, нанимать помощников. Я работал с напарником, но потом мы разошлись.

В 2008 ко мне пришли два парня-студента, я их всему научил и они работают со мной до сих пор: один – моторист, другой – ходовка, коробки. Сейчас мы как единый организм: они – руки, а я – голова.

АвтоДилер: Дарья, в какой момент вы присоединились к мужу?

Дарья: В 2013 я уволилась с должности помощника нотариуса и устроилась к Сереже. Я юрист по образованию и люблю порядок. Поначалу было очень сложно работать в гараже – тесно и грязно, чего уж там. Когда я увидела, как муж бегает с чеками и постоянно теряет их, а потом пишет отчеты в блокноте на коленке – поняла, что пора вмешиваться.

Мы стали вести учет в автосервисе, все оформлять – чтобы все было понятно и выглядело прилично 🙂

В 2014 мы арендовали бокс, но быстро «выросли» из него. Предстояло самое сложное – нужны были деньги на постройку своего здания, выкуп земли и покупку оборудования. Хотели большой чистый автосервис с плиткой, подъемниками, туалетом и кофе – в то время в нашем городе еще не было таких автосервисов, разве что официалы.

Сергей: Чтобы сделать свое, были нужны деньги, много. У нас было всего 700 тысяч. Мы взяли кредит на 5,5 миллионов, продали машину, еще родители помогли финансово. В 2017 наконец построили свой бокс – сначала поставили 4 поста, потом еще 2.

Скажу честно: было страшно остаться без денег, особенно жене – кушать нужно не только самим, но и детей кормить.

Я тогда сказал: «Разберемся», и мы выкарабкались, хоть и не сразу. Постоянно переключался между стройками: сначала дом, потом сервис и обратно. Год прожили в таком режиме, но вывезли 🙂

АвтоДилер: Кстати о сложных временах. Как бизнес пережил пандемию?

Сергей: Да не было сложно, на самом деле 🙂 Месяц мы поработали кое-как, заработали столько, сколько в спокойные время получаем за неделю. Но потом правительство разрешило автосервисам работать с соблюдением безопасности – дистанции, масок. В общем, мы почти не почувствовали пандемию. Еще и порадовались – в 2020м в нашей семье родилась очаровательная дочка 🙂

Сложнее было в 90-е, нулевые. Тогда не просто в бизнесе, во всем было сложно. Те времена пережили, и другие переживем. Мы – люди закаленные.

АвтоДилер: Признайтесь, были мысли оставить бизнес? Что вас остановило?

Сергей: Думал об этом, и не раз. Иногда кажется: давно уже занимаюсь этим, надоело. Отдыхаю мало – за все время ни разу не был в отпуске целый месяц. Усталость накапливается, и начинаешь думать: да ну это все! Но стоит чутка отдохнуть, переключиться, и снова все хорошо 🙂

Я помню каждую машину и каждого клиента. Люди приходят, говорят: «А вы помните..?», я говорю: «Помню». Когда все держишь в голове, мозги начинают кипеть. Но я еще не довел сервис до такого состояния, когда все работает без меня.

Хочется поставить работу на поток, чтобы все крутилось, как колесо машины – тогда можно будет заняться другим направлением. Но на словах это легко, а на деле – сложно.

Мне как-то хороший человек сказал: ты растешь, потом создаешь свое и дальше как собака это все охраняешь. Так и есть.

Острые проблемы 2024: кадры и запчасти

АвтоДилер: Как ваш бизнес чувствует себя сейчас?

Сергей: Сейчас мы специализируемся на моторах и коробках передач. Работаем только с иномарками. Чаще с VAG – держим запчасти на эти машины в наличии. Мы делаем хороший, детальный ремонт, соблюдая все заводские нормы посадки, допуски, зазоры. Причем можем сделать все довольно быстро – за неделю. Сейчас часто дольше, т.к. приходится ждать запчасти и нередко – перезаказывать.

Сейчас мы не берем машины старше 2005 года, и на это есть 3 причины:

  • На старые автомобили запчасти едут долго;
  • Тяжело работать с такими машинами аккуратно  –все приходится резать болгаркой;
  • Владельцы авто стоимостью до 400К не готовы вкладываться в крупный ремонт, потому что его рентабельность в их случае нулевая.

У нас один автотехцентр, но мы сотрудничаем с Москвой, Сочи и другими городами, в основном, южными.

АвтоДилер: В чатах автосервисов говорят, что сейчас основные проблемы в автобизнесе – это кадры и запчасти. Как у вас?

Сергей: Сейчас на рынке много китайских машин, и мы уже на себе почувствовали все прелести. Было забавно, когда клиент попросил купить ему обязательно оригинальные запчасти. Мы заказали, по коробкам все сходилось. По факту – ремень полетел через полчаса работы, пришлось ставить новый. Вот вам и оригинальные китайские запчасти.

Много запчастей плохого качества, особенно китайского производства. Люди приезжают со своими расходниками, комплектующими – все рвется и ломается. Клиенты недовольны, мы ставим старые детали – все работает нормально.

Приходится разбираться каждый раз и доказывать, что запчасть плохого качества – это не вина автосервиса. Это просто лотерея.

Мы как-то брали одни и те же запчасти у местных поставщиков и у ребят с Владивостока, сравнили их. Оказалось что коробки разные, размеры и форма  отличаются. Да и по качеству – небо и земля.

Отечественный автопром мы тоже не берем, потому что запчасти на наши машины – это тихий ужас, если честно. Все приходится доделывать, допиливать, докручивать.

АвтоДилер: А как насчет кадров?

Дарья: Да, кадры горящий вопрос. Сейчас проблема – это найти квалифицированных сотрудников, который думают головой, а не просто крутят гайки. Хотя люди к нам сами приходят, мы не ищем никого специально, не выкладываем объявления с вакансиями. Команда у нас стабильная: люди не уходят, потому что знают: такие условия еще поискать надо.

У нас все чисто, цивильно, есть столовая, раздевалки, душ, хороший инструмент, оборудование, возможность подработать в выходные. Мы готовы купить что-то новое при необходимости. Зарплата хорошая для региона – порядка 100-130 тысяч в месяц. При том, что основной график работы – с 9 до 6 по будням. Корпоративы у нас 4 раза в год, ездим все вместе на море – нам рукой подать 🙂

Ох уж эти клиенты…

АвтоДилер: Вы находитесь в южном городе, приезжих наверняка много. Как это влияет на работу автосервиса?

Сергей: В нашем городе особо нет конкуренции – клиентов на всех хватает. У нас  это примерно 20% местных, 80% приезжих. Люди находят нас по отзывам в Яндекс Картах. Мы беремся не за все – делаем только то, в чем разбираемся и где можем гарантировать хороший результат. Вообще, к нам часто ездят люди из других южных городов, за сотни километров отсюда. Даже с Москвы приезжают.

Несмотря на то, что постоянных клиентов немного, мы работаем на качество – за все годы работы только 4 раза приходилось переделывать движок по гарантии. 

Бокс всегда полный, люди стоят и на улице. Но у этого есть обратная сторона: иногда мы не успеваем поработать со всеми клиентами – случаются накладки и перекосы. Приходится выруливать 🙂

АвтоДилер: Были истории с клиентами, которые запомнились?

Сергей: У нас на юге люди по-другому относятся к машинам, чем в других частях страны. Чаще люди покупают машины, ездят какое-то время и продают, пересаживаются на новые. Мы же берем машины «под себя», вкладываем в них всю душу, деньги и нервы 🙂

Со временем мы научились по машинам понимать, что за клиент к нам приехал. Например, владельцы БМВ – часто нервные, грубоватые, сложно с ними, как и с машинами.

Иногда доходит до того, что механики говорят: «Блин, там БМВ? Давай не будем с ним работать». Посмеемся и идем разбираться, что там случилось.

Владельцы Шкод, Фольксвагенов – обычно спокойные, готовые к вложениям. «Фордисты» хотят все и сразу, но максимально дешево – каждый раз приходится  спускать их с небес на землю 🙂

Программы для СТО давно заменили тетрадки

АвтоДилер: Семь лет вы пользовались другой программой для автосервисов. К нам вы пришли в феврале этого года по рекомендации, верно?

Сергей: У нас есть идейный вдохновитель – коллега Сергей из Москвы, владелец автоцентра Двиглов. Он помог нам развить сайт, да и бизнес в целом – помог идеями, подсказками и даже деньгами. С ним мы выбрались из гаражей в собственный бокс.

Мы давно дружим, и Сергей много раз говорил нам про АвтоДилер Онлайн, но мы были не готовы – уже привыкли работать с другой программой. В феврале появились новые задачи, которые она не может решить.

Дарья: Да, мы не так давно с АвтоДилером. У нас появился склад, на нем очень много позиций и что-то найти стало настоящей проблемой 🙁 С другой построить работу со складом оказалось невозможно: нет подходящих инструментов.

АвтоДилер Онлайн более современный и упорядоченный. Очень легко выстраивать бухгалтерию, работу со складом, где много различных позиций, делать проценку по поставщикам.

Но пока мы не перешли на новое ПО окончательно: в авральном режиме это сложно сделать. Нужно время, чтобы разобраться с новым интерфейсом, понять, что к чему. Еще и сотрудникам все показать 🙂

АвтоДилер: Помните, как внедряли АвтоДилер Онлайн? Как быстро получилось разобраться и что вам помогло?

Дарья: Поначалу было непросто, было много вопросов, интерфейс совсем не такой, с которым мы привыкли работать. Но поддержка подробно и участливо  отвечала на наши звонки и сообщения, а еще нам здорово помог раздел Справка на сайте – описан буквально каждый шаг, что нужно делать и куда нажать.

Планируем еще подключить к программе кассовый аппарат и Каталоги – сейчас у нас действует платная подписка на другой сервис. Хотелось бы иметь все в одном месте, но пока интерфейс для нас новый. Еще будем звонить в техподдержку, задавать вопросы 🙂

АвтоДилер: Уже есть какие-то результаты от работы с нами? Может, получилось решить какую-то проблему или ускорить, упростить работу?

Дарья: Да, мы удобно выстроили работу со складом, навели порядок и поставили работу на поток. Бывает, что запчасти остаются, мы кладем их на полочку, заказываем новые – быстро забываешь, что уже есть. Теперь запчасти не теряются.

Еще я собираю заказ-наряды на ремонт моторов в программе – смотрю комплектующие у поставщиков, готовлю документы, оприходую – все очень удобно.

Также нам нравится, что можно увидеть контакты клиента практически из любого места в программе – не надо каждый раз заходить в заказ-наряд, выходить из других разделов. Телефон и имя также есть в CRM, разделе с клиентами и в чатах.

Я занимаюсь запчастями сама, сейчас еще обучаю менеджера – показываю ей, как работать в программе.

Сергей: Да и бухгалтерия в программе просто шикарная – все есть, учтена каждая мелочь.

Семья в бизнесе и бизнес в семье

АвтоДилер: Вы ведете бизнес вдвоем. Как распределили роли и задачи, кто за что отвечает?

Дарья: Я занимаюсь бухгалтерией, заказываю запчасти, веду склад, оформляю заказ-наряды. Сергей занимается общим руководством и развитием, следит за работой сотрудников, общается с клиентами. Мы разделили обязанности как в бизнесе, так и в семье: Сережа работает, я ему помогаю, занимаюсь с детьми.

Работа есть и дома, конечно – никуда от нее не деться. За 20 лет брака пережили всякое, но дверями я не хлопала 🙂

Мы не кидаемся посудой, но иногда спорим и указываем друг другу на недостатки в профессиональном плане. Это помогает нам обоим расти.

АвтоДилер: Дарья, как женщине работается в автосервисе?

Дарья: Сейчас есть опыт, знания и комфорт – в чистом, светлом, теплом помещении можно спокойно сосредоточиться на задачах 🙂

Хотя сначала было сложно – нужно было разобраться с запчастями, как все устроено. Я знала устройство машины на уровне ученика автошколы, хотя за рулем я давно. Отличить одну деталь от другой было из разряда фантастики.

Первые пару лет я ходила по авторынкам, спрашивала друзей, училась у тех, кто сам занимается закупом запчастей. Образования по этому направлению у меня нет – все проходила с нуля методом проб и ошибок.

Сотрудники не относятся ко мне, как к хозяйке или жене директора – мы столько лет работаем вместе, у нас все очень демократично. Мы всегда обсуждаем позиции при заказе запчастей – люди на проценте, я все понимаю. 

АвтоДилер: У вас есть хобби? Или только бизнес и семья?

Сергей: Я по-прежнему люблю «крутить гайки» и нашел отдушину в гонках – собрал и периодически добавляю что-то новое в свою Шкоду для автомногоборья. Сейчас она едет быстро, красиво и рекламирует мой автосервис. За победами не гонюсь, получаю удовольствие от процесса. Хотя коллекцию кубков уже собрал 🙂

Все только начинается

В планах у пары – построить офис побольше, магазин на первом этаже и сделать полноценную клиентскую зону – сейчас всем приходится тесниться на 12 м2. Дарья и Сергей планируют полноценно работать с китайскими автомобилями – купить программное обеспечение и найти надежных поставщиков для запчастей.

Вам знакомы боли героев? Расскажите в Telegram.

Если вы хотите поделиться историей бизнеса и опытом пользования АвтоДилер Онлайн, пишите нам на почту – marketing@autodealer.ru

АвтоДилер Онлайн –
программа для автосервиса

  • Все для управления СТО
  • Старт за 5 минут
  • Поддержка и обучение
  • От 1 495 р./мес.

Похожие записи