Акт осмотра автомобиля как метод борьбы с потребительским экстремизмом
В идеальном мире товарно-денежных отношений клиент всегда прав, а в реальном мире случается всякое. В спорных ситуациях чаще именно СТО становится проигравшей стороной, на которую ложится возмещение ущерба — этим и пользуются недобросовестные личности в целях наживы. Одним из способов противостоять такой практике являются акты осмотра автомобиля.
Сразу следует оговориться, что претензии клиента к автосервису — это далеко не всегда целенаправленные действия в сторону незаконного обогащения. Владелец может быть искренне уверен, что в шиномонтаже нерадивые работники поцарапали крыло его ласточке. Однако в подавляющем большинстве таких случаев законодательство стоит на стороне клиента, и возмещать за свой счёт ущерб автосервисам приходится часто. Поэтому хочется подстелить соломки заранее. Эта комплексная задача для всех сотрудников, но основная тяжесть ложится на плечи мастера-приёмщика
Скачайте бланк акта осмотра бесплатно от «АвтоДилер Онлайн»!
Как вас пытаются провести…
Фантазия клиентов, желающих нажиться на автосервисе, поистине безгранична, однако в целом их действия можно разделить на три основные категории:
Сопутствующие поломки — самый частый случай: клиент при получении машины заявляет, что мастера при работе повредили некоторые узлы и требует отремонтировать их за счёт автосервиса или оплатить замену.
Смотанный пробег — автосервисы обычно дают гарантию на работы, а измеряется она в километрах пробега. Некоторые ушлые автовладельцы сматывают пробег, чтобы выдать новую поломку за гарантийный случай. Встречается реже предыдущего, потому что для таких манипуляций нужны определенные технические навыки.
Утерянные автоаксессуары — клиент заявляет, что из багажника пропал буксировочный трос, огнетушитель или набор ключей и требует возместить потерю.
…и как этому противостоять
Чтобы избежать «разбора полётов» мастер-приёмщик должен составить при формировании заказ-наряда на работы отдельный документ — акт осмотра. В нём по пунктам фиксируется состояние автомобиля при заезде в бокс:
- состояние ЛКП — видимые дефекты на кузове и стеклах авто;
- уровень топлива;
- пробег;
- комплектность — наличие аптечки, огнетушителя и прочего имущества;
- специальные отметки — оставляются в свободной форме, можно прикрепить фото.
Здесь может возникнуть резонный вопрос: насколько подробно надо заполнять акт осмотра? При определенной степени дотошности у любого автомобиля можно найти тысячу и одно повреждение снаружи и в салоне — этак составление заказ-наряда затянется на целый день. Универсальных ответов здесь нет, но можно руководствоваться правилом: не готовы спорить из-за подозрительного момента, если вдруг клиент предъявит по нему претензию, — лучше отметить.
Заполненный акт осмотра следует распечатать в двух экземплярах и отдать на подпись клиенту — таким образом вы официально зафиксируете состояние машины до ремонта.
В системе «АвтоДилер Онлайн» заполнение акта осмотра является частью оформления заказ-наряда и максимально упрощено. Так, в программу встроены схемы транспортных средств в пяти проекциях, на которых мастер-приёмщик отмечает трещины, сколы, царапины и вмятины.
Предупреждён — значит вооружён
Акт осмотра автомобиля не является панацеей. Совсем избежать проблем с недобросовестными или просто недовольными клиентами не удастся при всём желании, но можно многое сделать для минимизации потерь в деньгах и нервных клетках. Старожилы авторынка дают следующие советы:
- установите видеонаблюдение в боксах, на рабочем месте менеджера и на подъезде к автосервису, в идеале камеры должны записывать ещё и звук;
- все разговоры с клиентом ведите только с официального телефона автосервиса под запись;
- как следует изучите тематические законы и нормативные акты, доведите главные положения до ответственных сотрудников;
- заранее найдите опытного юриста, который специализируется на арбитражных делах.
АвтоДилер Онлайн –
программа для автосервиса
- Все для управления СТО
- Старт за 5 минут
- Поддержка и обучение
- От 1 495 р./мес.